Директор Компании Михаил Пушкарский и технический директор Алексей Мотовилов дали интервью изданию «CRN/RE» о ситуации на рынке MPS в России.

Михаил и Алексей рассказали о ситуации на современном рынке аутсорсинга печати, тенденциях и перспективах. Интервью вошло в обзорную статью, посвященную MPS, прочитать которую можно в июньском спецвыпуске журнала.

1. Можете ли Вы оценить примерный объем российского рынка MPS/MDS в 2014 г.? Как он изменился по сравнению с 2013 г.?
 

Директор Михаил Пушкарский:

Насколько мне известно, по оценкам Агентства «БизнесИнформ» объем российского рынка MPS/MDS составляет $75млн. И по сравнению с 2013 годом рост произошел на 10-15%. По нашим ощущениям в 2014 году произошел существенный рывок в этой рыночной ниши. Если раньше клиенты только прислушивались к предложению MPS, то сейчас более 50%, т.е. каждый второй, готов эту услугу внедрить. Дело остается за техническими вопросами. За 2014 год рынок изменился существенно. Если раньше интерес проявляли только крупные компании, новаторы, часто с западным акционерным капиталом и аппаратом управления, то сейчас охват гораздо шире - каждый крупный клиент готов рассматривать и внедрять предложения MPS.

2. Кто занимается предоставлением услуг MPS/MDS на российском рынке? Можно ли оценить распределение долей между основными категориями игроков: вендорами, системными интеграторами, «независимыми» сервис-провайдерами?

  • Михаил Пушкарский:

Текущий рынок еще не поделен, говорить о долях преждевременно. Можно говорить об активности некоторых игроков на рынке. Среди вендоров можно выделить XEROX, как тех, кто непосредственно предоставляет эту услугу. Отдельно также можно выделить Kyocera как компанию, которая продвигает MDS за счет техники и ценовой политики на расходные материалы и программное обеспечение, и поддерживает независимых сервисных провайдеров, помогая развивать этот рынок. Доли на рынке не распределены, рынок постоянно двигается, формируется. Существуют независимые сервисные провайдеры, которые не ограничены выбором техники какого-то определенного вендора и могут предоставлять качественный сервис на территории РФ. Таких провайдеров пока единицы.

  • Технический директор Алексей Мотовилов:

Примерную и непостоянную оценку можно дать следующую: вендоры занимают примерно около 60%. Если под системными интеграторами имеются в виду компании федерального уровня по предоставлению MPS, то у них 30%, и не более 10% у независимых сервисных провайдеров местного и регионального уровня.

3. На сколько, по Вашей оценке, в среднем снижаются затраты заказчика на печать при переходе на MPS/MDS?

  • Михаил Пушкарский:

Все зависит от того, какой уровень управления услугой внедрен сейчас у компании-заказчика. Практика показывает, что затраты можно оптимизировать на 10-25% от ТСО за год. Ключевое слово «оптимизировать». Речь не идет, что вы априори приобретете услугу за меньшую стоимость отпечатка по сравнению с обычной системой обслуживания печатной инфраструктуры. Речь идет именно об оптимизации, т.е. комплексе мер по управлению вашей техникой, в частности об оптимальной нагрузке и распределении потоков печати, обновлении парка техники, выводе высокозатратных единиц, контроле так называемых скрытых расходов, прозрачности бюджетирования и затрат в разрезе подразделений, отделов, городов, а также унификации печатного парка. И в конечном счете эта оптимизация может привести к снижению совокупных затрат до 25%.

  • Алексей Мотовилов:

На нашем опыте есть заказчики, у которых снизились совокупные затраты на 20% по сравнению с предыдущей системой обслуживания (поинцидентной), если брать пропорционально объему печати.

4. Какие основные тенденции наблюдаются в последнее время на российском рынке MPS/MDS?

  • Михаил Пушкарский:

Тенденции на российском рынке MPS/MDS повторяют тенденции в экономике РФ. Стремление к прозрачности расходов во всех сферах, в том числе к прозрачности и управлению расходами на обслуживание печатной инфраструктуры. Стремительно, на фоне роста курса $, растет затратная часть сервисных провайдеров, цена расходных материалов, техники, деталей, соответственно это все ведет к значительному росту затрат на предоставление услуги. Представьте, что вы как компания-заказчик тратили 1 млн. руб. на обслуживание своего парка техники, а сейчас вы тратите 2 млн. руб., при этом, если у вас не MPS, то вы не понимаете и не можете точно оценить, оптимально вы тратите или нет, и где взять резервы для оптимизации своих расходов. И тогда вы начинаете искать предложения на рынке и находите решения  как раз в MPS. Все больше и больше компаний, особенно средних и крупных, приходят сейчас к MPS.

  • Алексей Мотовилов:

Большое количество клиентов, которые имеют филиалы в других городах, переходят на MPS, происходит большая федерализация так сказать. Сначала обслуживался каждый филиал на местном уровне, в своем городе, а сейчас идет централизация и оказание услуг по принципу «одного окна».

5. Какие значимые события и изменения произошли на этом рынке в 2014 г. и в начале 2015 г.?

  • Михаил Пушкарский:

Изменения касаются, во-первых того, что рынок стал подготовлен. К середине 2014 – началу 2015 годов руководители компаний, технические директоры, руководители отделов и департаментов ИТ уже подготовлены информационно, они уже знают, что такое MPS/MDS, они были или на конференции по MPS, или видели у коллег, или читали про внедрение MPS. Это не далекая реальность, а тенденция рынка, которая встречается рядом с тобой среди коллег или конкурентов. Главное изменение года – из стадии подготовки заказчики  перешли в стадию «мне нужно разобраться в этом предложении рынка и как эта система может быть применена у нас в компании конкретно». Потому что управляемые процессы априори дешевле, чем неуправляемые, особенно в рамках федеральных сетей крупных организаций с широкой потребностью печати.

  • Алексей Мотовилов:

Значительное изменения курса $, что повлекло за собой активное желание компаний-заказчиков в оптимизации печатной инфраструктуры, что подхлестывает игроков рынка – поставщиков MPS – на подготовку коммерческих предложений по такой оптимизации.

6. Отмечаете ли Вы рост интереса заказчиков к использованию совместимых (или восстановленных) расходных материалов при предоставлении услуг MPS/MDS?

  • Алексей Мотовилов:

У заказчиков нет. Конечной целью услуги MPS является качество отпечатка. «Каким образом (совместимые, восстановленные или новые картриджи) он будет достигнут, - мы говорим клиентам, - это вам должно быть все равно», - и используем на свое усмотрение с учетом, конечно же, целей проекта для компании-заказчика. В целом же рост интереса к использованию совместимы или восстановленных расходных материалов в последнее время увеличился (некоторые компании уходят от OEM), но не из-за MPS, а это происходит с изменением курса $.

7. Среди каких категорий российских заказчиков востребованы услуги MPS/MDS? За счет кого может быть расширен этот круг?

  • Михаил Пушкарский:

Банковская сфера и финансовые услуги, ритейл с развитой системой филиалов, крупные производственные холдинги и предприятия, фармацевтические и крупные торговые организации, которые имеют склады и торговые представительства в различных городах РФ. За счет кого может быть расширен этот круг? Априори для любой отрасли, для любого крупного коммерческого заказчика MPS интересен и востребован прямо сейчас. Расширение может произойти за счет, во-первых, средних организаций, осознавших, что MPS – это не сложный для внедрения и понимания продукт. И во-вторых, за счет крупных государственных учреждений. Хотя это утопия до некоторой степени, т.к. они более инертны и им сложнее перевести своих работников на новую более гибкую систему работы, где каждый заинтересован в экономии и качестве. Когда же весь рынок подтянется к MPS, гос. компании увидят и тоже начнут рассматривать и внедрять эту услугу как современное и эффективное решение управления своим парком техники.

  • Алексей Мотовилов:

Корпоративные заказчики с разветвленной филиальной сетью, значительным объемом печати, с неоптимальной печатной инфраструктурой, которые задумываются о ее оптимизации. Расширение этого круга может быть произведено за счет гос. заказчиков. Но для этого необходимо упрощение процедуры заключения гос. контрактов.

8. Каковы прогнозы и ожидания по развитию российского рынка MPS/MDS в краткосрочной и среднесрочной перспективе?

  • Михаил Пушкарский:

Делать прогнозы в текущих условиях – дело неблагодарное. Краткосрочная и долгосрочная перспектива – это одно и то же в текущее время. Наши прогнозы и ожидания, смотря на тенденции своих заказчиков и потенциальных клиентов, такие, что будет стремительно происходить переход от обычной системы обслуживания к MPS. За 2015 год не только большинство узнают о MPS, но и проведут аудит, оптимизацию, и попробуют наладить отношения с провайдерами-поставщиками MPS. По тенденциям нашей компании это половина всех текущих заказчиков. Но может быть и так, что исследуя эту услугу, компании могут остаться на текущей схеме обслуживания по разным причинам, в том числе по не готовности сейчас перестраивать свою систему с учетом современных тенденций.

  • Алексей Мотовилов:

В любых перспективах российский рынок MPS будет расти теми же темпами, что и в предыдущие 3 года (не менее). 

Читать полную статью в «CRN/RE»